В шести километрах от Гарни, в гранитном ущелье, пробитом в горах рекой Азат, находится один из шедевров средневековой армянской архитектуры — монастырь Гегард, названный так в честь хранившегося здесь легендарного копья — одной из святынь христианской церкви. Это копьё, по преданию,— то самое, которым был пронзён на кресте Спаситель одним из стороживших его римских солдат. Туда мы и отправляемся.
Как добраться до монастыря Гегард
От Еревана до монастыря Гегард порядка 35 км. На машине путь небольшой, а вот общественным транспортом до самого монастыря не добраться. Ближайший населенный пункт, до которого ходит маршрутка – село Гарни. К слову, там тоже есть, что посмотреть – античный храм Гарни.
Маршрутное такси №206 или автобусы 265, 284 ходят от центра «Мега Молл», время в пути примерно 45 минут и далее 5-6 км пешком.
Еще один отличный вариант посмотреть монастырь Гегард, да еще и совместив его с не менее популярным языческим античным храмом Гарни – отправиться на экскурсию с местным гидом. Таких экскурсий предлагается очень много, вот полный список.
История монастыря Гегард
Архитектура монастырских комплексов занимает в армянском зодчестве X – XIII веков особое место. Как правило, монастыри в Армении складывались вокруг крипт и небольших церквей, восходящих по времени к годам принятия христианства и расположенных в признанных святых местах. Тут в X веке строились большие кафедральные соборы, они становились основой, вокруг которой постепенно рос весь комплекс. Кроме собора, посвящённого основному патрону монастыря, строились другие церкви, колокольни, здания библиотек и скрипториев, трапезные.
В разном наборе, в разных пространственных комбинациях они складывались к XIII веку во вполне завершённые комплексы, такие, как Мармашен, Санаин, Ахпат, Нораванк, Севан, и др. Особым, новым по типу сооружением становятся в это время притворы — гавиты, обширные залы, примыкающие к основному собору со стороны входа.
Композиции гавитов, восходящие к народному жилому дому, обладают огромным разнообразием в решениях перекрытий, в планах и конструкциях, в обработке колонн и стен. Система гавитов создавала переходы между храмовыми сооружениями, придавала монастырским комплексам обжитость, естественность. Большие средневековые монастыри были средоточием культуры, здесь учили и учились, здесь проповедовали, здесь осуществляли консолидацию народных сил в непростой обстановке постоянных угроз извне.
Надписи на стенах гавитов — хроника Армении во всех смыслах. По ним составляется летопись событий каждого края, по ним можно судить о нормах, которыми руководствовалось в своей жизни общество, о конкретных людях и их делах. Большая часть этих каменных документов изучена историками, они публиковались.
Кстати, именно принятое в Армении правило высекать на стенах пространные тексты с указанием причины и даты возведения здания, имена ктиторов и строителей позволяет сегодня датировать основные произведения армянской средневековой архитектуры, а нередко и называть имя зодчего.
Что посмотреть на территории Монастыря
Гегард, хотя, по преданию, он был основан в IV веке, а самая старая из его сохранившихся церквей (вне стен самого монастыря) датируется XII веком, был построен в основном в XIII веке. Среди других монастырей на территории Армении он выделяется тем, что часть его притворов вырублена в скале.
Наземные постройки и пещерные объединены общим композиционным и стилистическим замыслом. Наземные сооружения Гегарда — главная церковь Богородицы 1215 года и возведённый у её западного фасада в первой четверти XIII века большой четырёхколонный гавит. С севера к гавиту примыкают две пещерные церкви (вторая четверть XIII века, зодчий Галдзак), а над ними, также внутри скалы, находится большая усыпальница 1288 года.
Гегардский монастырь в XIII веке был во владении князей Прошьянов, им же принадлежат и усыпальницы монастыря. На стенах притвора, усыпальницы, скальных церквей в различных комбинациях мелькают геральдические знаки рода Прошьянов.
Церковь Богородицы возвышается над всем комплексом своим стремительным, богато декорированным барабаном и конусом купола. Это основная вертикаль Гегарда. По типу церковь — типичная крестово‐купольная, в плане представляющая прямоугольник (почти квадрат) с вписанным в него крестом. Как и во всех лучших творениях средневекового зодчества, здесь бросается в глаза связь архитектурно‐ планировочного построения, организации интерьера и всех внешних форм.
Из‐за своеобразного расположения (у скалы) наиболее обозримым фасадом церкви становится южный, он особенно подчёркнуто декорирован скульптурными рельефами. Замечателен тимпан южного входа с изображением павлинов, виноградных и гранатовых ветвей: элементы, насыщенные традиционной христианской символикой, представая перед нами в свободной композиции, непринуждённо и естественно, оказываются элементами безупречного художественного расчёта.
Притвор главной церкви — жемчужина комплекса, особенно запоминается его редкий по красоте и органичности архитектурного решения интерьер. Три стены выложены из камня, четвёртую же составляют скалы. В центре прямоугольного в плане притвора стоят колонны, от которых к стенам переброшены арки. Пространство в центре перекрыто «сталактитовым сводом», виртуозно выполненным в камне, при этом строителями было использовано всего семь видов профилированных камней.
Скальный комплекс Гегардского монастыря своей одухотворённой, проникнутой таинственностью архитектурой оказывает на посетителей удивительно сильное воздействие. Всё способствует этому: и струящийся через верхнее отверстие — «ертик» — свет, и тонкая резьба сталактитового купола, и изумительная точность расположения в скале колонн, перекрещивающихся парусов, ложных окон и других элементов, которые в привычной, «наземной» архитектуре строятся, а здесь извлечены из скалы.
В полумраке притвора течёт родник, над ним на скале‐стене высечен фамильный герб Прошьянов: к бычьей голове прикованы цепями два льва, а ниже изображён орёл, держащий в лапах ягнёнка. Прекрасная акустика скальных помещений заставляет посетителей петь — здесь всегда звучат голоса, всегда находится кто‐то из местных жителей, готовый пропеть крестьянскую песню или старую церковную мелодию.
Как в самих церквах комплекса, его притворах и усыпальнице, так и вокруг имеются многочисленные отдельно стоящие хачкары. В скале, примыкающей к церкви Богородицы с востока, они высечены ярусами; здесь же — пещерные кельи. Хачкары Гегарда выполнены с присущей всему этому комплексу виртуозностью.
В Гегарде мы можем в полной мере ощутить обаяние этой «малой архитектурной формы». На пленэре, в фантастическом окружении скал, в тенях и под яркими лучами солнца каменное кружево хачкаров выглядит своего рода поэмой‐посвящением человеческой воле и мастерству. Иначе их не назовёшь.
Армения – вообще рай для любителей горных пейзажей. Впрочем о горах подробнее расскажу в следующих статьях.
Что привезти из Гегарда
Как и в любом туристическом месте у стен монастыря есть небольшой рынок. Чурчхела, мед, самогон, различные украшения, картинки и прочий стандартный набор. Из интересного стоит отметить изделия из дерева – всевозможные шкатулки, которые резчик может сделать прямо при вас и согласно вашим пожеланиям. Я уже писал в одной из предыдущих статей, что среди армян очень много отменных резчиков по дереву и всевозможные поделки можно купить на блошином рынке Еревана.
Еще здесь непременно стоит попробовать местный травяной чай. Свежий, немного мятный (хотя это не мята) вкус, ярко желтый цвет и выраженный травяной аромат. Мы такой даже привезли с собой.
Нет комментариев